2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника
Красноярский край вошел в число пяти пилотных регионов Министерства просвещения России по апробации целевой методологии модели наставничества.
Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации. Две главные цели заявленного нацпроекта:
1) Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
2) Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено, что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников ОО будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределённости, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Документы:
Федеральный уровень:
- Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145 Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
- Письмо Министерства просвещения РФ от 23.01.2020 № МР-42/02 “О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Письмо Минпросвещения РФ и Профессионального союза работников народного образования и науки ПФ АЗ-1128/08 от 21.12.2021г.
Региональный уровень:
Муниципальный уровень:
- Приказ Управления образования администрации Ачинского района от 11.11.2020 № 79/1 "О ведении и реализации Программы наставничества"
- Дорожная карта УО Ачинского района на 2022-2023 учебный год
Школьные документы, регламентирующие наставничество:
Приказ № 98-н от 01.09.2023 г. О внедрении системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в МБОУ «Белоярская СШ»
Приказ №99-н от 01.09.2023 г. О назначении наставников и формировании наставнических пар
Положение о наставничестве в МБОУ "Белоярская СШ"
Положение о системе наставничества педагогических работников в МБОУ «Белоярская СШ» в 2024/2025 учебном году
Дорожная карта по реализации целевой модели наставничества педагогических работников в МБОУ «Белоярская СШ» на 2023 год, 2024 – 2025 учебный год