Семинар по адаптивному обучению: новые горизонты педагогического мастерства

17 февраля в нашей школе был проведен семинар по адаптивному обучению, который собрал учителей, стремящихся к совершенствованию своих педагогических навыков. Семинар был посвящен важным аспектам организации самостоятельной работы на уроках, а также видам парной и групповой работы.
Татьяна Владимировна открыла семинар своим вдохновляющим выступлением, в котором подчеркнула значимость парной и групповой работы для развития у учеников навыков сотрудничества, критического мышления и ответственности. Она акцентировала внимание на том, что именно такие формы взаимодействия способствуют формированию у детей активной жизненной позиции и готовности к самостоятельному поиску решений.
Далее учителя поделились своими наработками и приемами, которые они используют на уроках для организации самостоятельной работы и групповой деятельности:
1. Кондрашова А.С. представила контрольную работу по окружающему миру, разработанную с учетом принципа постепенного усложнения заданий. Начальные задания были направлены на проверку базовых знаний, а по мере продвижения сложность возрастала, что позволяло оценить глубину понимания материала учениками. Особенностью работы стало финальное задание, требующее от учащихся создания макета, что давало возможность проявить творческие способности и применить полученные знания на практике.
2. Слесарева А.В. и Палагина Е.А. предложили коллегам приёмы организации самостоятельной работы на уроках, которые используют при проведении своих уроков:
- Работа в группах. Учителя поделились опытом использования групповых форматов, где ученики совместно решают задачи, обсуждают проблемы и приходят к общему решению.
- Проектная деятельность. На уроках активно внедряются мини-проекты, которые позволяют ученикам глубже погружаться в тему и проявлять свои творческие способности. Например, создание презентаций, видеороликов или даже небольших исследовательских работ.
- Интерактивные задания. Использование игровых элементов, таких как квесты, викторины и головоломки, делает процесс обучения более увлекательным и мотивирует учеников к самостоятельной работе.
- Индивидуальные задания. Педагоги предложили различные формы индивидуальных заданий, таких как эссе, творческие работы и тесты, которые помогают каждому ученику проявить свои сильные стороны и получить обратную связь.
3. Флягина О.В. поделилась приемами самостоятельной работы в рамках предмета «Труд. Технология»:
работа дома: самостоятельный поиск информации по заданию учителя;
- работа на уроке по образцу: составление технологической карты блюда, изделия; изготовление макетов техники; выполнение машинных швов и строчек; построение рамки чертежа и отработка чертежного шрифта;
- творческая работа по преобразованию информации: преобразование сплошного текста в таблицу, кластер с выделением главных аспектов содержания;
- чтение чертежей с применением метода постановки вопросов и взаимопроверкой;
- реализация проектов-высшая форма творческой самостоятельной деятельности с применением известных способов работы в новых обстоятельствах;
- самостоятельная работа по созданию нового способа решения проблемных задач - исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.
4. Иванова А.А. поделилась с коллегами своим опытом использования различных педагогических приемов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся: найди ошибку, пазл, логическая цепочка, пила и снежный ком (который она показала в действии на коллегах). Прием «снежный ком» - это метод обучения, при котором ученики сначала работают индивидуально, затем объединяются в пары, потом в четверки, обсуждая и улучшая свои решения. На каждом этапе происходит обмен идеями и знаниями, что способствует глубокому пониманию материала и развитию навыков командной работы.
5. Новикова Н.И. рассказала о таком приеме как «Чтение по ролям». При котором ученики делятся на команды по числу ролей произведения. I группа начинает чтение, а остальные внимательно слушают и ставят отметки на диаграмме согласно продемонстрированным умениям.
6. Руденко Е.А. показала прием «Запомни предмет». Три группы - каждая группа получает лист с новыми словами. Вместе прослушивают слова. Раздается схематическое изображение предмета, соответствующее словам в листе индивидуально. Каждый ученик находит свой предмет в листе. По команде учителя, в течение одной минуты, передают изображение по кругу, записывая название предмета и проговаривая его название при передаче соседу. По истечении 1 минуты, группы меняются изображениями и проделывают то же самое действие. Когда исходные картинки возвращаются в группу, ученики заполняют лист новых слов по памяти, подсчитывают количество слов и оценивают себя.
7. Карелина Е.П. поделилась новыми и интересными приемами:
- тематический теннис (группы по 3 человека - 2 игрока и 1 судья. Нужно назвать как больше слов связанных с определённой темой, игроки по очереди перечисляют, а судья записывает счёт).
- парная работа (обучающиеся делятся на пары и записывают 3 утверждения по теме - одно из которых ложное. Пары обмениваются утверждения и и обсуждают - нужно определить истинное).
- кочующий репортер (обучающиеся делятся по группам по 4 человека, необходимо создать выпуск новостей о каком нибудь явлении или событии; 1 ученик объявляет главные новости, произошедшие за день; 2 ученик диктор - даёт сводную информацию; 3 ученик репортер - представляет детали истории с места события; 4 ученик очевидец у которого репортер берет интервью).
8. Титова А.Ю. представила для педагогов приёмы организации парной и групповой работы на этапах урока:
- «Подготовка к восприятию материала».
- «Самоопределение к действию».
- «Открытие новых знаний».
Которые способствуют активному вовлечению учащихся в процесс обучения и улучшению их коммуникативных навыков.
Семинар стал важной площадкой для обмена опытом и новыми идеями, которые помогут учителям совершенствовать свои педагогические навыки и делать уроки более интересными и эффективными для учеников.